«На море на окияне, на острове на Буяне. » Фраза эта знакома нам с детства, за ней следовала увлекательная сказка. Действительно, остров Буян — не менее известный объект «сказочной» географии, чем река Смородина, Калинов мост или Тридесятое царство. Повзрослев, многие, вероятно, встречали остров Буян и в других произведениях фольклора. Например, упоминанием моря-океана и острова Буяна начинается большинство восточнославянских заговоров. Сложилось, однако, так, что люди, даже хорошо знакомые со славянским фольклором, воспринимают этот неведомый остров не более как сказочный, фантастический образ, плод вымысла наших далеких предков.
Остались в памяти и легендах народов мира Атлантида и Лемурия, Беловодье и Шамбала, острова Райские и Скандия. На территории современной России люди также искали и находили уединенные места и земли, где своим трудом, работой, жизнью создавали прекрасные творения, которые через века дошли до нас в первозданном виде.
Это и Кижи, и величавый Валаам, и неповторимые Соловки, и героический Кронштадт. В начале 70-х годов, проходя военную службу в ГДР, я на короткое время попал в город Штральзунд, расположенный на южном побережье Балтийского моря. Я не мог себе представить, что нахожусь буквально в одном шаге от места, дорогого каждому русскому сердцу. Это остров Рюген, лежащий в море рядом с Штральзундом.
На острове мягкий климат, многообразный животный и растительный мир, раскинулись светлые сосновые боры, золотистые песчаные пляжи. Построены санатории, туристические базы, детские оздоровительные лагеря — все это было здравницей Восточной Германии. Но не только этим знаменит остров Рюген, а тем, что ранее он назывался Руян и освоен с незапамятных времен славянами. Остров был богат и славен, здесь были обширные поместья, процветали торговля и промыслы. В германских хрониках II века говорится: «Славяне Руяна храбрые, гостеприимные, добро делают они, их уважают соседи. Молятся и почитают они своих богов, которых у них множество». Это Рюген назвал А.С. Пушкин островом Буяном в «Сказке о царе Салтане».
В силу различных причин около тысячи лет назад наши предки покинули остров. Но остались каменные могильники, курганы, развалины крепостей. Сохранились и многочисленные географические названия: утес Свантедара , река Дивена, деревня Свантушт , мыс Герген , населенные пункты Поозерец, Кустов, Медов, 3елен — все наши славянские и русские топонимы. И такое дорогое название, как мыс Аркона . Здесь находился небесный камень Алатырь — такая же святыня для наших предков, как камень в мечети Каабе в Мекке для мусульман или Стена плача в Израиле. Стоял храм Святовита, кому поклонялись и молились наши предки и где справлялись торжества и праздники. Все это было. Вот таков русский остров Буян, словно из пучины океана, всплыл он в наше время.
Буян — мифотопоним русского фольклора — мифический остров, обычно расположен на море Окиане. Известны формы мифотопонима: Буелан, Буевой остров. может называться также Божий, Курган, бел. Этимологически название сближается с диал. буян 'высокое место, горка' из древнего буй 'гора, холм, высокое открытое место'. Ср. также древне-русское боуи 'кладбище'; псков. буй ; арх. буево ; олонецк. буево, буевка, буява ; твер. олонецк. буйвище со значениями 'погост, огороженное место у церкви, кладбище', хотя, по Б. А. Ларину, это поздний эвфемизм.
В XIX в. представители мифологической школы считали Буян метафорой весеннего неба, плавающего в воздушном океане, раем, островом вечного лета, местом пребывания усопших праведников. Н. И. Барсов видел в Буяне остров свободной любви. Уже в XX в. В. Мансикка выводил название Буян из буй , связывая это с известной символизацией церкви в виде корабля. Буян сближали с островом Березань в устье Днепро-Бугского лимана и с островом Руян , древним религиозным центром балтийских славян , но этимологически подобные параллели не доказаны, а сама возможность существования реального прототипа Буяна представляется сомнительной.
В реализовавшейся в фольклорных текстах традиционной модели пространства как ряда концентрических кругов с возрастающей сакральностью Буян — последний круг перед центром . Буян соотносится с потусторонним миром, путь куда, по народным представлениям, лежит через водное пространство. В сказке на Буяне «стоит бык печеный, возле него лук толченый», остров может служить ареной сказочного действия. В заговорах на Буяне обычно находятся волшебные «помощники» — Христос, Богородица, святые, бесы, змеи, мертвецы и другие,— способствующие достижению цели заговора. На нем же, в точке максимальной сакральности, могут находиться бел горюч камень Алатырь. церковь, дом, дуб, столб, соотносимые с образом мирового древа, а также гробница с «помощниками», три кузницы, где куют бесы, меч-кладенец и многое другое. Само название Буян в народной магии выполняет, очевидно, функцию истинного имени, открывающего произносящему заговор дорогу в мир иной.
Времена, когда смеялись над Генрихом Шлиманом и его мечтой найти «несуществующую» Трою, давно миновали. И теперь ученые на полном серьезе отправляют экспедиции на Арарат в поисках Ноева ковчега и пытаются обнаружить пещеру, в которой волчица вскормила Ромула и Рема. А вот чудесный остров Буян и волшебный Алатырь-камень на географической карте мира почему-то искать не торопятся.
Уважаемые ПЧ читайте с 28.01.08 в Ступенях Оракула и на сайте www.ldbp.ru мою статью об острове Буян с эксклюзивным интервью В.А. Чудинова об этот уникальном острове. Хватит искать Трои и ездить в город трех псевдо религий. Давайте изучать нашу родную историю. Славянские боги, намного сильнее, добрее, умнее и они наши предки, так зачем, поклоняться чужому нужно чтить, любить и развивать свое родное.
Источники: www.perunica.ru, www.indostan.ru, russbalt.rod1.org, family-history.ru, www.liveinternet.ru
|