Серафимо-Дивеевский монастырь просиял святостью со дня своего основания, поскольку был учрежден Самой Царицей Небесной как Ее Четвертый удел на земле. С конца XIX века и до погрома в 1927 году здесь спасалось несколько поколений монашествующих под чутким водительством мудрых игумений. Сюда притекало огромное число православных паломников, находя в обители утешение и облегчение на жизненных путях. О давнем прошлом монастыря можно многое узнать, читая замечательную «Летопись» священника Л.М. Чичагова, увидевшую свет в 1896 году и с малыми переменами переизданную к Серафимовским торжествам в 1903 году.
А XX век, есть ли подобная Летопись за все это время? Такой книги нет. Но бесследно ничто не исчезает. Предреволюционная пора, период страшных гонений после октябрьского переворота, наконец, скитания монахинь в миру – запечатлены и не забыты. Остались записки самих духовных лиц, воспоминания светских благочестивых людей, посещавших обитель в разное время, устные предания, не исчезнувшие в народе до сих пор. Все это и поведает о судьбе обители в XX веке, сходной с судьбой России, возведенной на Голгофу. По крупицам пришлось собирать бесценные свидетельства, и составилась наконец эта книга, которую так долго ждали читатели. Объединенные в один сборник разрозненные, а то и вовсе неизвестные материалы поведают о целой эпохе из жизни монастыря, о подвижницах, наделенных Господом даром прозрения, о скитаниях монахинь в условиях тотального угнетения, зачастую рассказанные ими же самими. Настоящий сборник для обители как бы итоговый за XX век, своеобразная Летопись, созданная многими людьми в новейшее время.
Читая эти материалы, еще раз убеждаешься, как пророчески прозорлив был батюшка Серафим, издалека провидевший труднейший путь дивеевских сестер под властью безбожников. И им же, преподобным, была заповедана твердая надежда на прилив веры в народе, на возрождение обители, в которой, по его же глаголу, ему и пребывать до скончания века. Так оно и получилось: на Похвалу Богородицы, 31 марта 1990 года, состоялось освящение главного монастырского собора, Троицкого, что положило начало возрождению обители. А через год, 19 июля 1991 года, при стечении богомольцев со всей России, цельбоносные мощи преподобного Серафима навсегда упокоились в Дивееве, как о том и предрек святой старец.
Сборник «Серафимо-Дивеевские предания» – первая книга такого рода. Надеемся, что и о других обителях, – а их, слава Богу, так много по светлорусскому простору – также расскажут свидетели событий, будь то радостных или невыносимо тяжелых, сопряженных с историческим контекстом истекающего столетия. Вразумит Господь, да сбудется!
Александр Стрижев
Источник: Серафимо-Дивеевские предания / Сост. А.Н. Стрижев - М. Паломник, 2006.
Великое чудо Серафима Саровского
Есть место на земле, в далеких заветных краях. Загадочное место. Там пролегла таинственная, единственная в мире, небывалая тропа. Вознесенная на двухметровую высоту, окруженная глубоким рвом и валом, она запечатлелась на лике земли как некая святыня, как доступная каждому смертному драгоценность, которую, однако, нельзя похитить, как образ, который невозможно стереть с лица земли. Это место называется Дивеево. Здесь находится обитель, основанная великим русским святым Серафимом Саровским.
Дивеевский ларец Серафима Саровского подарен Высоко-Петровскому монастырю Москвы
В Высоко-Петровском монастыре Москвы - большое ожиданье. Одна из самых торжественных служб Москвы, связанная с именем Серафима Саровского, уже завтра состоится здесь. Прямо на глазах преображается центральный храм, убирают леса. А еще несколько дней назад настоятель монастыря сам собирался в Дивеево, чтобы принять участие в празднествах. Но неожиданно жизнь его монастыря изменилась. У московских антикваров обнаружилась святыня, Дивеевский ларец. В нем частица мощей преподобного Серафима Саровского, часть его мантии и кусочек камня, на котором преподобный молился тысячу ночей. И вы видите, как впервые архимандрит Иоанн прикасается к святыням, разглядывает драгоценный ларец, читает вложенные надписи.
Архимандрит Иоанн, настоятель Высоко-Петровского монастыря: Интернизируют много людей, но народ своим внутренним чутьем выбирает особо чтимых, особо любимых. К ним относятся Сергий Радонежский и Серафим Саровский.
Для новых святынь построена новая рака. Сегодня ее только открыли, а освятят завтра. Всю первую половину ХХ века святыни скрывали у себя сестры Серафимо-Дивеевского монастыря. Потом ларец попал патриарху Алексию Первому. После смерти патриарха его сокровища были утеряны и разграблены. Где находится ларец, не знал никто. И вдруг, прямо накануне столетия со дня канонизации Серафима Саровского появилось известие: частные лица предложили ларец антикварам. Друзья монастыря выкупили его у антикваров вместе с иконой, написанной при жизни святого Серафима.
Евгений Ряпов, академик Российской Академии естественных наук, даритель: Выкупили антиквары, но они назначили цену в несколько раз больше, чем доступно уму, но такие святыни нельзя не выкупать… И огромное счастье, что есть возможность порадовать такое количество народу и всех тех, кто дальше будут прикладываться к раке со всеми этими святынями.
Но не дожидаясь завтрашних торжеств, в Высоко—Петровском монастыре у новенькой раки с иконой Серафима Саровского уже стоит очередь из православных. Чтобы приложиться, чтобы принести святому цветы. Частицу мощей и сам ларец поместят сюда завтра в девять утра после торжественной передачи святынь во дворе монастыря.
Есть место на земле, в далеких заветных краях. Загадочное место. Там пролегла таинственная, единственная в мире, небывалая тропа. Вознесенная на двухметровую высоту, окруженная глубоким рвом и валом, она запечатлелась на лике земли как некая святыня, как доступная каждому смертному драгоценность, которую, однако, нельзя похитить, как образ, который невозможно стереть с лица земли… Это место называется Дивеево. Здесь находится обитель, основанная великим русским святым Серафимом Саровским.
Преподобныи Серафим Саровский
Серафим Саровский , преподобный, старец-пустынножитель и затворник. Один из самых почитаемых святых в Русской православной церкви.
Родился в городе Курске в 1759 году. В 1778 году поступил в число послушников Саровской пустыни. Пройдя за 8 лет все степени монастырского искуса, был пострижен в монашество и назван Серафимом; в 1793 рукоположен в иеромонаха. Добровольно удаляясь в пустыню, проводит все время в строгом посте, в трудах и в молитве. Затем наложил на себя трехлетнее молчальничество, позже затворничество. По выходе из затвора начал принимать страждущих, утешать и исцелять их. В некоторые праздники к нему приходило по несколько тысяч человек. Серафим Саровский приложил особые усилия к устроению и расширению Дивеевской женской общины, образовав особую Серафимо-Девеевскую общину. Труды его простирались и на устройство Ардатовской женской обители и зеленогорской общины.
Скончался 2 января 1833 года.
19 июля 1903 года последовало открытие его мощей. Он был причислен к лику святых через 70 лет после кончины. Чин канонизации совершен был в Сарове при большом стечении народа и в присутствии царя Николая II. Мощи его были открыты для поклонения в Саровской пустыни.
В 20-х годах обитель закрыли, а мощи были вывезены в Ардатов, где и исчезли. Только в 1991 году они были обнаружены в фондах Государственного музея истории религии, расположенного в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Летом того же года они были доставлены крестным ходом на Нижегородскую землю в Серафимо-Дивеевский монастырь.
Источники: azbyka.ru, rutube.ru, www.1tv.ru, dokonline.com, chudesnoe.ru
|