Специалисты аэрокосмической отрасли едины во мнении, что существующие ракеты-носители в качестве средств доставки на орбиту себя практически исчерпали. Требуются принципиально новые подходы, которые позволят существенно уменьшить себестоимость выводимого груза. Наиболее оптимальным вариантом видится создание многоразовых аэрокосмических систем, которые будут стартовать с аэродрома и таким же образом совершать посадку. Россия имеет хороший задел в подобных наработках, однако требуется значительное время для их доводки. Требуется промежуточный проект, который бы дал результаты уже в ближайшей перспективе.
Работа по усовершенствованию космических пилотируемых кораблей ведется непрерывно. Например, покупая матрасы беспружинные в москве. мало кто может предположить, что материалы. используемые для их производства, первоначально были разработаны для кресел астронавтов.
Однако, несмотря на важность улучшения интерьера космических кораблей, первостепенной задачей остается разработка космических транспортрных систем прорывного характера. Уникальным проектом, решающим подобную задачу является МРКС-1. Это двухступенчатый ракетный комплекс нового поколения, позволяющий выводить на околоземную орбиту аппараты любого типа массой 25-35 тонн. МРКС-1 является развитием ракеты Ангара, но принципиальным отличием системы является возможность многоразового применения. Первая ступень ракеты полностью многоразовая. Старт системы вертикальный, после отделения второй ступени, первая – возвращается на землю по самолетному, для чего, подобно ускорителю «Байкал» имеет крылья. Только в отличие от последнего, они не складные, а жестко закрепленные. На первом этапе вторая ступень является одноразовой, на втором этапе предполагается её сделать полностью многоразовой системой. В этом случае полезная нагрузка МРКС-1 резко возрастет и составит 60 т. Этот проект по общему признанию считается прорывным и представляет собой новый этап развития транспортных космических систем.
ОКР "МРКС-1"
ближе к правде, осталось решит вопрос с посадкой ВРБ на авианосец и переиграть соотношение ступеней, уменьшив скорость и дальность отлета ВРБ
а так же разделив ВРБ 2 ст и орбитер)) незачем тащить к целевым орбитам баласт в виде 3 т движка и арматуры, все равно ВТБ одноразовые, лучше сделать ВРБ с парашютной посадкой отдельно вместе с баком а орбитер или ПГ отдельно..
масса орбитера конечно уменьшится , но зато появится возможность выведения и других ПГ в многоразовом варианте
ЗЫ еще надо понять почему ВРБ должен возвращатся на крыльях?
ЗЫЫ Ваш ВРБ будет раза в два больше Бурана
ЦАГИ провел анализ проектов многоразовой ракетно-космической системы
25.03.2010
ЦАГИ провел системный анализ проектных материалов различных вариантов многоразовой ракетно-космической системы . Работы выполнены по заказу Роскосмоса и ФГУП «ЦНИИмаш».
МРКС-1 представляет собой частично многоразовую ракету-носитель вертикального старта на основе крылатой многоразовой первой ступени, выполненной по самолетной схеме и возвращаемой в район старта для горизонтальной посадки на аэродром 1-го класса, и на основе одноразовых вторых ступеней и разгонных блоков. Крылатый многоразовый блок первой ступени оснащается маршевыми жидкостными ракетными двигателями многоразового использования.
Специалисты ЦАГИ оценили рациональную кратность использования первой ступени МРКС1, варианты демонстраторов возвращаемых ракетных блоков и необходимость их реализации.
Возвращаемая первая ступень МРКС1 позволит обеспечить высокий уровень надежности и безопасности и отказаться от выделения районов падения отделяемых частей, что повысит эффективность выполнения перспективных коммерческих программ. Указанные преимущества представляются крайне важными для России –– единственной страны в мире, имеющей континентальное расположение существующих и перспективного космодрома.
ЦАГИ считает, что разработанные проекты МРКС1 являются качественно новым шагом в области создания перспективных многоразовых транспортных средств выведения на орбиту. Такие системы отвечают уровню развития ракетно-космической техники 21 в. и имеют существенно более высокую экономическую эффективность. В работе продемонстрирован комплексный подход при решении задач выведения на орбиту и возвращения крылатой первой ступени к точке старта.
Наиболее рациональным признан вариант ГКНПЦ им. Хруничева, включающий в себя семейство многоразовых ракет космического назначения, основанных на модульном принципе и обеспечивающих выведение на низкую околоземную орбиту широкого спектра полезных грузов.
На рисунке: семейство многоразовых ракет космического назначения ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
В ЦАГИ продувают в аэродинамических трубах модели МРКС-1 по заказу Центра им. М.В.Хруничева
В ЦАГИ продувают в аэродинамических трубах модели МРКС-1 по заказу Центра им. М.В.Хруничева
Головной разработчик Многоразовой ракетно-космической системы первого этапа – ГКНПЦ им. М.В.Хруничева – заказал ЦАГИ исследования в аэродинамических трубах моделей возвращаемых ракетных блоков
В сентябре и октябре в гиперзвуковой АДТ-116 и трансзвуковой АДТ Т-128 ЦАГИ проводились аэродинамические испытания моделей возвращаемых ракетных блоков многоразового применения.
Весной нынешнего года модели МРКС-1 прошли испытания на визуализацию обтекания и распределение тепловых потоков. Эксперименты были проведены в «цаговских» установках: ударной трубе УТ-1М и в гиперзвуковой трубе Т-117 . Следующий этап исследований модели МГКС-1 прошел в августе в дозвуковой АДТ Т-103.
Основное назначение двухступенчатой МРКС-1 – экономичное выведение на околоземную орбиту различных космических аппаратов массой до 20-35 т, а в перспективе – массой до 70 т. Использование многоразовых ракет позволит удешевить космические полеты в 1,5–2 раза. Экономичнее для запуска полезных нагрузок использовать не 10–20 одноразовых ракет, а 1–2 возвращаемых.
Возвращаемая первая ступень позволит обеспечить высокий уровень надежности и безопасности и отказаться от выделения районов падения отделяемых частей, что повысит эффективность выполнения перспективных космических программ.
Конкурс на создание МРКС-1 проводился в 2011 г. Свои проекты на конкурсе представили ГРЦ им. В.П.Макеева и ГКНПЦ им. М.В.Хруничева . Заказ на разработку МРКС-1 получил Центр им. М.В.Хруничева.
Также следует сказать, что осенью нынешнего года Исследовательский центр имени М.В. Келдыша выиграл конкурс, объявленный Роскосмосом, на создание многоразового ракетного двигателя нового поколения. Согласно техническому заданию, МРД будут устанавливаться на перспективных ракетоносителях , в том числе на МРКС-1 Центра им. М.В.Хруничева. Опытный образец МРД должен быть готов к огневым испытаниям в составе РН к ноябрю. В декабре к2015 г. На эти цели выделяется 579,7 млн. руб
Россия возрождает советский Буран
Роскосмос запланировал создание аналога советского «Бурана»
Роскосмос в проекте Федеральной космической программы на 2016-2025 годы запланировал создание многоразовой ракетно-космической системы — российского аналога советского корабля «Буран». Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на текст проекта ФКП.
В рамках программы предусмотрено создание многоразовой ракеты-носителя легкого класса с сохраняемой крылатой первой ступенью и одноразовой второй. Запускать летательный аппарат планируется с космодрома Восточный. Финансирование проекта должно начаться в 2021-м. Всего на МРКС до 2025 года планируется потратить 12,5 миллиарда рублей. Испытания предполагается начать в 2025-м.
«Космический ракетный комплекс с ракетой-носителем легкого класса с многоразовой возвращаемой первой ступенью, обеспечивающей выведение на низкие орбиты полезной нагрузки массой до одной тонны, создается с учетом эскизного проекта, разработанного в рамках ОКР "МРКС-1" до 2016 года», — отмечается в тексте проекта ФКП.
Созданием МРКС будет заниматься Центр Хруничева, который в 2001 году предложил ее идею, а в 2011-м получил от Роскосмоса 250 миллионов рублей на формирование эскиза проекта. В 2013 году в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского прошли исследования крылатого блока МРКС. Дизайн системы походил на космические челноки Space Shuttle и «Буран».
В Центре Хруничева отметили, что в процессе разработки МРКС может не сохранить черты используемых в прошлом челноков. Ранее бывший президент ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота предлагал не конструировать многоразовый корабль с нуля, а произвести сверхтяжелый носитель по готовой для системы «Энергии-Бурана» документации.
Многоразовые системы предложено создавать с целью удешевления стоимости выведения полезной нагрузки на орбиту. По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрея Ионина, разработка «спасаемой первой ступени — это палка о двух концах». Эксперт отметил, что необходимо внимательно оценивать экономическую целесообразность спасения ступеней ракеты, а в качестве уменьшения стоимости пусков он предложил удешевить производство ракетных двигателей.
Ранее советская система «Энергия-Буран», а также американские Space Shuttle были многоразовыми средствами выведения аппаратов на орбиту. В настоящее время компания SpaceX проводит испытания технологии многоразового использования первой ступени ракеты Falcon 9R. Планы многоразового использования компонентов перспективных носителей также выдвигаются компаниями Airbus и Boeing.
Система «Энергия-Буран» состояла из выводившей на орбиту космический корабль «Буран» сверхтяжелой ракеты «Энергия». В 1980-х годах ракета «Энергия» стартовала два раза , один из которых — вместе с кораблем «Буран» .
Аноним ID: Батур Нилович 20/08/15 Чтв 12:30:04 МРКС" в других словарях:
Россиянка — Запрос «Россиянка» перенаправляется сюда; о российском футбольном клубе см. Россиянка . См. также: Россияне «Россиянка»& российская двухступенчатая тяжелая ракета носитель, разрабатываемая Государственным ракетным центром им … Википедия
Космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева — Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный космический научно производственный центр имени М.В.Хруничева одно из ведущих предприятий российской ракетно космической промышленности. В& … Энциклопедия ньюсмейкеров
Источники: www.objectiv-x.ru, paralay.iboards.ru, novosti-kosmonavtiki.ru, rusaviacluster.ru, arhivach.org, atnews.org, sokrasheniya.academic.ru
|