Сейчас проходит конкурс для определения предприятия, которое будет строить этот корабль. В нем участвует РКК Энергия, Центр им. Хруничева и НПО Молния.
МОСКВА, 12 апр - РИА Новости. Российский космический корабль многоразового использования Клиппер будет введен в эксплуатацию к 2012-2015 году, сообщил перед началом сеанса связи президента РФ с Международной космической станцией руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
Он отметил, что сейчас проходит конкурс для определения предприятия, которое будет строить этот корабль. В нем участвует РКК Энергия, Центр им. Хруничева и НПО Молния.
Использование корабля
«Клипер» разрабатывается как один из элементов транспортной системы обслуживания орбитальных комплексов, в его задачи входит:
- выполнение функции корабля-спасателя для эвакуации экипажа станции на Землю при возникновении экстремальной ситуации;
- возвращение на Землю и доставка на орбитальную станцию экипажа и полезного груза;
- выведение со станции оборудования, отработавшего свой ресурс, продуктов жизнедеятельности и т.д
- возврат на Землю результатов исследований и экспериментов;
- выполнение отдельных полетных операций в процессе дежурства в составе станции в рамках располагаемых ресурсов корабля;
Среди задач, которые должен был решать «Клипер», не только доставка экипажей и грузов на орбитальные станции и их возвращение на Землю, но и срочная эвакуация экипажа орбитальной станции, исследовательские и туристические орбитальные полёты. Длительность автономного полёта «Клипера» 5 суток, в пристыкованном состоянии его ресурса хватит на целый год.
Заместитель руководителя научно-технического центра по проектно-расчётным работам РКК «Энергия» Борис Сотников заявил, что запуск «Клиперов» возможен со всех российских космодромов, где имеются стартовые комплексы «Союз»: Байконур и Плесецк. В случае успешного развития проекта «Союз на Куру» также и со строящегося стартового комплекса, на космодроме Куру во Французской Гвиане.
Содержание
История создания
Работы по проектированию пилотируемых кораблей в РКК Энергия всегда относились к приоритетным. В 1980-е годы на смену кораблям серии «Союз» разрабатывался, но не был утвержден проект многоразового бескрылого корабля «Заря». Даже в 90-е годы шла модификация кораблей «Союз ТМ», имелся задел по дальнейшей модернизации .
Во второй половине 1990-х ведущим аэродинамиком РКК Решетиным был предложен новый корабль по схеме «несущий корпус» — промежуточный вариант между крылатым Шаттлом и баллистической капсулой «Союза». В рамках НИОКРа была рассчитана аэродинамика корабля, а его модель испытана в аэродинамической трубе. В 2000 —2002 годах шла дальнейшая проработка корабля, но тяжелая ситуация в отрасли не оставляла надежд на реализацию. Наконец, в 2003 году Решетин сумел переломить ситуацию — проект получил путёвку в жизнь.
В 2004 году началось продвижение «Клипера». В связи с недостаточностью бюджетного финансирования основной упор делался на сотрудничество с другими космическими агентствами. В том же году интерес к «Клиперу» проявило ЕКА. но потребовало коренной переработки концепции под свои нужды — корабль должен был садиться на аэродромы как самолёт. Менее чем через год в сотрудничестве с ОКБ «Сухого» и ЦАГИ была разработана крылатая версия «Клипера». К тому же времени в РКК был создан полномасштабный макет корабля, начались работы по компоновке оборудования.
Голосование
A A A A Автор Тема: Космический корабль Клиппер
Видите ли, программу, написанную расплывчато в виде общих фраз можно выполнить по - разному.
Цитировать
Подраздел 1.5. «Пилотируемые полеты»
Наименование мероприятия, шифр работ, заказчик
2. Создание многоразового пилотируемого космического корабля нового поколения для транспортно-технического обслуживания орбитальных пилотируемых станций, перспективных пилотируемых космических комплексов и других объектов околоземной орбитальной группировки
ШИФР: ОКР «Клипер-МКА»
Результаты
Космический корабль, обеспечивающий: многоразовость использования корабля в целом – не менее 80%; кратность использования – не менее 20 полетов; экипаж – до 6 человек;
масса груза :доставляемого – не менее 500 кг, возвращаемого – не менее 500 кг; высота орбиты – до 450 км;
для транспортно-технического обеспечения эксплуатации пилотируемых космических комплексов и других объектов орбитальной группировки на околоземных орбитах, включая МКС : смена экипажей, доставка на орбиту грузов, возвращение на Землю результатов космических исследований, опытно-промышленной продукции и других грузов
Срок выполнения
Этапы создания: ЭП – 2007 г.; РД – 2008 г.; ЭО – 2012 г. Начало ЛИ – 2013
Финансирование, бюджетное/внебюджетное
Всего - 10000/0
2006 - 50/0
2007 - 150/0
2011-2015 - 6600/*)
*) Возможность и объемы привлечения внебюджетных средств определяются по результатам переговоров по участию международной кооперации.
Проект космического Клипера доработают к концу года
Предполагается, что многоразовая транспортная космическая система «Клипер» заменит действующие в настоящее время одноразовые корабли «Союз». Ориентировочно первый штатный пуск нового корабля Роскосмос будет осуществлен в 2012 году, а как основная транспортная система корабль будет введен в действие с 2015 года.
В то же время, сроки проекта неоднократно сдвигались. К примеру, в 2004 году было было заявлено, что система начнет эксплуатироваться уже с 2010 года.
На «Клипере» смогут отправиться в космос и вернуться обратно сразу шесть человек, в то время как количество мест в кабинах «Союзов» ограничено тремя креслами. Кроме того, внутренний объем герметичной кабины «Клипера» увеличен в пять раз, и поэтому она намного более комфортна.
«Клипер» также планируется использовать для полетов космических туристов - в состав его экипажа можно включить, например, двух профессиональных космонавтов и четверых пассажиров.
В проекте «Клипер» предусматривается еще несколько нововведений. В частности, в систему можно добавить межорбитальный буксир и грузовой контейнер, который сможет доставлять на МКС не две тонны, а 12 т груза, что значительно удешевит транспортировку.
Пока же, до наступления эры российских многоразовых космических кораблей в Роскосмосе осуществляют проекты, исходя из текущих возможностей. Так, в будущем году предполагается повторить уникальный прошлогодний эксперимент на орбите – запустить с борта МКС спутник «Орлан-М», переделанный из списанного скафандра.
В полете скафандр-спутник будет передавать на землю голосовую информацию, телеметрию и телевизионный сигнал, который смогут принимать радиолюбители со всего мира. Его предшественник, получивший прозвище «Иван Иваныч», был отправлен в свободное космическое плавание в феврале 2006 года космонавтами Уильямом МакАртуром и Валерием Токаревым и в течение месяца передавал с орбиты приветствия землянам на пяти языках.
Между тем, помимо текущих проектов в рамках Федеральной космической программы, российские чиновники намерены заняться и кадровыми проблемами отрасли. В частности, вчера первый вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что в крупных городах предполагается создать специализированные средние школы для углубленного изучения наук, связанных с ракетно-космической сферой.
При этом в новых спецшколах будут преподавать все предметы общеобразовательной школы без изъятий, поскольку инженеры должен быть образованным во всех отношениях, отметил вице-премьер. Сейчас профессиональной подготовкой ребят в этой сфере занимаются Военно-космический кадетский корпус в Санкт-Петербурге и Королевский колледж космического машиностроения.
Источники: ria.ru, www.vonovke.ru, dic.academic.ru, www.astronomy.ru, www.374.ru
|