Теночтитлан . столица государства ацтеков. Основан ок. 1325 г. на Центральном плато, на острове посреди озера Тескоко. По легенде, жрец Уицилопочтли увидел здесь сидящего на кактусе орла со змеёй в клюве. Население превышало 100000 чел. От наводнений город защищала каменная плотина. 3 дамбы соединяли его с сушей.
Он делился на 4 части с точкой схождения в ритуальном центре, был ориентирован по оси восток—запад. Основное сооружение ритуального центра — пирамида Главного храма со святилищами Уицилопочтли и Тлалока на вершине. Важный его элемент — цомпантли и поле для игры в мяч. На стадионе ацтеки могли приносить в жертву пленников. В некоторых случаях игра в мяч имела ритуальный характер. По преданию, Моктесума II проиграл в мяч правителю Тескоко, это было знамением недолговечности вновь созданного союза.
Дворец тлатоани располагался за пределами ритуального центра: к востоку от него находился дворец Ашаякатля, к югу — Моктесумы I. Дома знати украшали скульптура и росписи. Люди в ацтекской скульпту ре даны застывшими, их лица похожи на маски. Глаза лишены зрачков или инкрустированы разноцветными камнями и перламутром. Иллюзия живого взгляда на мертвенно серой поверхности каменной маски создаёт особый эффект: глаза притягивают напряжённостью внутренней жизни, по контрасту с ними лица и фигуры воспринимаются ещё более неподвижными. Дороги от центра шли на север, запад, юг.
Роскошь Теночтитлана поразила испанцев, подошедших к нему в ноябре 1519 г. Э. Кортес заставил Моктесуму II признать себя вассалом Испании. В мае 1520 г. против испанцев вспыхнуло восстание во главе с Куаутемоком. Взятый испанцами в заложники Моктесума призвал индейцев покориться и был забросан камнями. После гибели Моктесумы II Кортес бежал с уцелевшими соратниками в Тласкалу. В 1521 г. его войска 3 месяца держали город в осаде, после чего он пал, был разграблен, разрушен и сожжён.
На его месте возник Мехико — с 1535 г. центр колонии Новая Испания, с 1821 г. столица Мексики. Исторический центр и пригород Шочимилько с плавучими садами включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Теночтитлан — название древнего города, столицы ацтеков, разрушенной в 16 веке завоевателями — испанскими конкистадорами под предводительством Эрнана Кортеса. Сегодня от Теночтитлана остались одни лишь развалины. Лежат они практически в самом центре современной столицы Мехико. Каждый, кто посещает их, поражается тому, насколько большим и прекрасным был этот древний город в пору своего расцвета.
Абзац истории
Теночтитлан был образован в 1325 году посреди солёного озера Тескоко. Почему именно посреди озера? Всё предельно просто: так повелел ацтекам бог солнца и войны Уицилопочтли. Пришлось немало потрудиться, чтобы соорудить на воде целое поселение. Постепенно город разросся. В нём появились дамбы и мосты, каналы и озёра, по которым передвигались посредством лодок — почти как в современной Венеции. Порядка 300 храмов возвели богобоязненные ацтеки. Чтобы город процветал, они регулярно приносили человеческие жертвоприношения.
Подходил к концу второй век существования Теночтитлана. Ничто не предвещало беды, как совершенно неожиданно на город напало войско испанских конкистадоров. В течение нескольких месяцев оборонялись ацтеки, но так и не смогли устоять под натиском завоевателей. Великий город пал. Местные жители были уничтожены, а постройки разрушены. Тем не менее, до наших дней дошли руины Теночтитлана. Сегодня они являются одним из самых популярных туристических мест во всей Мексике.
Нижний город
Лучше всего сохранился Нижний город, построенный ацтеками под землёй и не обнаруженный испанскими захватчиками. Главная достопримечательность легендарного Теночтитлана — храм с алтарём богу Тсомпантли.
Руины Теночтитлана расположены совсем недалеко от центра современного Мехико — всего в пятистах метрах. Посещение древнего города совершенно бесплатное. Чтобы добраться сюда, можно сесть на метро и доехать до площади эль Сокало. Именно она и окружена со всех сторон останками древнего города.
Новое о древних городах
Столица империи ацтеков, город Теночтитлан, был основан в 1325 году на острове, расположенном посреди озера Тескоко. В наши дни на его месте находится столица Мексики, город Мехико. Согласно ацтекскому преданию, место для строительства Теночтитлана было выбрано вовсе не случайно. Бог солнца Уицилопочтли заповедал кочевникам-ацтекам, пустившимся на поиски новых земель, обосноваться там, где они увидят орла, сидящего на кактусе и держащего в своих когтях змею. И вот, после 130 лет скитаний ацтеки, придя в долину Мехико, наконец-то, увидели то, о чем говорил им Уицилопочтли.
Через 100 лет после своего основания Теночтитлан представлял собой впечатляющее по тем временам зрелище: на площади в семь с половиной квадратных километров раскинулся огромный город, окруженный со всех сторон водами озера, с величественными монументальными зданиями и населением, достигавшим 100 тысяч человек.
Прошло еще 100 лет и Теночтитлан увеличился в два раза и по численности населения и по площади. Теперь он занимал 13,5 квадратных километров, а его население составляло 212 с половиной тысяч жителей. Таким образом, к началу 16 века это был самый густонаселенный и большой город на земле.
Первый вопрос, который, думаю, приходит в голову всем, кто впервые видит обложку описываемого диска, что же означает труднопроизносимое название группы Теночтитлан? Чуть более вдумчивое вглядывание в оформление диска даёт почти определённый ответ: древние цивилизации, храмы, путаные символы и ацтеки. Теночтитлан же это просто древний город, главный город ацтеков. Я не припомню ни одной отечественной группы, которая целиком посвящала бы своё творчество истории индейских народностей, да и не отечественную такую припомню с трудом. Стиль музыки Теночтитлана исключительно подходит её идеологии, а потому едва ли ложится в традиционные понятия. Пожалуй, это нечто из подмножества очень размытого понятия dark wave, смешанное с экстравагантным думом почти фьюнерал. Сами музыканты называют эту музыку мезоамериканским этник-думом. Что ж, наверное, это самое правильное название пусть и не признанное.
Добрая половина диска это тягучий медитативный звук, равномерно размеченный ритмичными ударами по синтезированным барабанам, испещрённый великолепными соло, далёкими и почти неуловимыми, акустическими пассажами и лёгкими клавишными мелодиями, звук рычащий и запевающий без голоса. Другая половина это вокальные композиции, ревущие в голос отчаянным скримом или мягко поющие почти вокалом молодого Кипелова в самой старинной Арии, эпическим и холодным. Каждая вещь яркая индивидуальность, однако диск звучит на одном дыхании. Пара сравнений, которые витают в голове, Ensoph и их . Ananke, Burzum и его Hlidskjalf. Но это очень слабые сравнения, ибо Теночтитлан, кажется, гордо произносит новое слово в музыке. Многочисленные и почти не разделяемые по звукам клавишные партии, напрочь рвущие горизонты фантазии, редкие, но жёсткие ритм-гитары, плавными метаморфозами выливающимися в нелинейные сольные запои, несколько вокалов. Теночтитлан квартет, в составе которого звучат уже знакомые имена знакомые по другим, более или менее андеграундным опытам. Я не стану называть их, поскольку настаиваю на личном ознакомлении с диском каждого, кого хоть сколько-нибудь заинтересовали эти жалкие дифирамбы великолепному релизу соотечественников.
Отмечу ещё одно приятное наблюдение: Эпоха Пятого Солнца это первый на моей памяти диск, чья русскоязычная лирика прозвучала не просто уместно, а по-настоящему поэтически, не считая, конечно, той самой старинной Арии. Лирики же на языке майя я раньше просто не слышал, поэтому сравнивать её мне не с чем.
Источники: www.history-names.ru, mayax.ru, tonkosti.ru, www.ancientcity.ru, www.metallibrary.ru
|