В Ле Бурже покажут российский космический бустер многоразового использования "Байкал"
7 июня 2001 г.
На 44-й Парижской авиационной выставке, которая 16 июня откроется в аэропорту Ле Бурже, будет демонстрироваться российский космический бустер многоразового использования "Байкал", созданный Центром имени Хруничева в сотрудничестве с НПО "Молния" и Центральным аэрогидродинамическим институтом имени Жуковского.
Содержание
Основные сведения
«Байкал» спроектирован в ОАО «НПО „Молния“» по заказу ГКНПЦ им. М.&В.&Хруничева. Олег Соколов, представитель центра имени Хруничева подчеркнул, что Байкал пользовался на авиакосмическом салоне «МАКС-2001» большим вниманием зарубежных специалистов:
Практически мы завершили переговоры о разработке подобной ступени для ракеты-носителя Ариан-5 Европейского космического агентства, ведем переговоры с американскими фирмами Боинг и Локхид. За рубежом изготовить многоразовую ступень-ускоритель для ракет до сих пор не смогли
Он оснащён уникальной автоматической системой управления, обеспечивающей сопровождение полета на всех этапах с момента старта в составе РН до посадки на аэродром, входящем в состав космодрома Плесецк. Первый вариант такой системы управления был отработан на орбитальном корабле «Буран». Несмотря на высокую скорость входа аппарата в атмосферу, отсутствует традиционное теплозащитное покрытие, что существенно снижает затраты на его эксплуатацию. Имеет минимальную стоимость изготовления и эксплуатации. Традиционная самолётная аэродинамическая схема многоразового ускорителя «Байкал» была признана наиболее эффективной по сумме показателей. При его проектировании максимально учитывался опыт разработки многоразовых авиационно-космических систем «Буран » и Многоцелевой авиационно-космической системы .
Варианты применения
Применение многоразового ускорителя ракетной ступени «Байкал» позволит:
- полностью или частично ликвидировать зоны отчуждения в районах падения отработавших ступеней РН.
- обеспечить всеазимутальность запуска для доставки полезных грузов на орбиты различного наклонения.
- использовать изделие в качестве экспериментального аппарата для отработки новых технологий в интересах создания перспективных средств выведения.
- снизить удельную стоимость выведения полезных нагрузок на орбиту на 25—50&%.
В зависимости от класса ракеты-носителя Ангара используется разное число многоразовых ускорителей:
- Легкий класс&— один ускоритель
- Средний класс&— два ускорителя
- Тяжелый класс&— четыре ускорителя
При этом один и тот же экземпляр многоразового ускорителя может использоваться в составе ракет-носителей разных классов.
Технические характеристики системы Байкал-Ангара
Характеристики многоразового ускорителя «Байкал»
c РН легкого класса
Байкал-Ангара
«Байка́л» — закрытый проект многоразового ускорителя первой ступени ракеты-носителя Ангара. Разработан в ГКНПЦ им. Хруничева совместно с НПО «Молния » . Основная идея проекта состояла в том, чтобы выполнивший задачу ракетный ускоритель. отделившись от носителя, автоматически возвращался к месту старта и приземлялся на самолётную взлётно-посадочную полосу как крылатый беспилотный летательный аппарат. и после обслуживания был вновь пригоден к работе. Ускоритель мог применяться как в составе РН семейства «Ангара» лёгкого, среднего и тяжёлого классов, так и в составе других ракетных комплексов .
Содержание
Основные сведения
«Байкал» спроектирован в ОАО «НПО „Молния“» по заказу ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
Он оснащён уникальной автоматической системой управления, обеспечивающей сопровождение полёта на всех этапах с момента старта в составе РН до посадки на аэродром, входящий в состав космодрома Плесецк. Первый вариант такой системы управления был отработан на орбитальном корабле «Буран ». Несмотря на высокую скорость входа аппарата в атмосферу, отсутствует традиционное теплозащитное покрытие, что существенно снижает затраты на его эксплуатацию. Имеет минимальную стоимость изготовления и эксплуатации. Традиционная самолётная аэродинамическая схема многоразового ускорителя «Байкал» была признана наиболее эффективной по сумме показателей. При его проектировании максимально учитывался опыт разработки многоразовых авиационно-космических систем «Буран» и Многоцелевой авиационно-космической системы .
Варианты применения
Применение многоразового ускорителя ракетной ступени «Байкал» позволит:
- полностью или частично ликвидировать зоны отчуждения в районах падения отработавших ступеней РН.
- обеспечить всеазимутальность запуска для доставки полезных грузов на орбиты различного наклонения.
- использовать изделие в качестве экспериментального аппарата для отработки новых технологий в интересах создания перспективных средств выведения.
- снизить удельную стоимость выведения полезных нагрузок на орбиту на 25—50 %.
В зависимости от класса ракеты-носителя Ангара используется разное число многоразовых ускорителей .
- Тяжелый класс — четыре ускорителя
При этом один и тот же экземпляр многоразового ускорителя может использоваться в составе ракет-носителей разных классов.
Технические характеристики системы Байкал-Ангара
Характеристики многоразового ускорителя «Байкал»
c РН легкого класса
Россия начала разработку многоразовой ракетно-космической системы
Российские ученые разрабатывают проект семейства ракет-носителей с многоразовым ракетным блоком. Доклад на эту тему представил в среду на 36-х академических чтениях по космонавтике сотрудник Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева Игорь Биркин.
Он напомнил, что существуют многочисленные проекты многоразовых средств выведения космических аппаратов. В процессе разработки проектов «Энергия-Буран» и «Спейс Шаттл» был создан огромный научно-технический задел в этой области.
По его словам, в США сейчас по заказу ВВС развернуты работы по созданию перспективной ракеты, включающей крылатую первую ступень, которая после отделения от одноразовой второй ступени совершает возврат в районе старта. По оценкам экспертов, подобная программа выгодна с точки зрения сокращения затрат на обеспечение запусков и времени подготовки к ним.
В России работают над созданием многоразовой ракеты
После достаточно громко распиаренных аварий с участием российских ракет «Протон», можно говорить о том, что писать о реальном положении дел в космической отрасли, стало даже неприлично. Однако российская космическая программа – это не только аварии и катастрофы спутников и космических станций, это еще и действительно удивительные проекты, которые достаточно перспективны и успешно проходят путь своего проектирования. Речь зедсь пойдет о многоразовой ракетно-космической системе , испытания модели которой начались в ЦАГИ.
Источник: ЦАГИ
Проект МРКС-1 – это частично многоразовая ракета-носитель вертикального взлета, которая базируется на основе крылатой многоразовой первой ступени, разгонных блоков и одноразовых вторых ступеней. Первая ступень выполняется по самолетной схеме и является возвращаемой. В район старта она возвращается в самолетном режиме и производит горизонтальную посадку на аэродромы 1-го класса. Крылатый многоразовый блок 1-й ступени ракетной системы будет оснащаться маршевыми жидкостными ракетными двигателями многоразового использования.
В настоящее время в ГКНПЦ им. Хруничева полным ходом идут проектно-конструкторские и научно-исследовательские работы по разработке и обоснованию технического облика, а также технических характеристик многоразовой ракетно-космической системы. Данная система создается в рамках федеральной космической программы совместно со многими смежными предприятиями.
Однако поговорим немного об истории. К первому поколению многоразовых космических аппаратов относятся 5 космических кораблей типа Space Shuttle, а также несколько отечественных разработок серии БОР и «Буран». В этих проектах и американцы, и советские специалисты старались построить многоразовым сам космический корабль . Цели данных программ были следующими: возвращение из космоса значительного объема полезных грузов, уменьшение стоимости выведения в космос полезной нагрузки, сохранение дорогостоящих и сложных космических аппаратов для многократного применения, возможность проведения частых запусков многоразовой ступени.
Однако 1-е поколение многоразовых космических систем оказалось не в состоянии решить свои задачи с достаточным уровнем эффективности. Удельная цена доступа в космос оказалась приблизительно в 3 раза выше по сравнению с обыкновенными одноразовыми ракетами. В то же время возврат из космоса полезных грузов существенно не вырос. Одновременно с этим ресурс использования многоразовых ступеней оказался значительно ниже расчетного, что не позволяло применять данные корабли в плотном графике космических запусков. В результате этого в наши дни и спутники, и космонавты доставляются на околоземную орбиту с помощью одноразовых ракетных систем. А возвращать с околоземной орбиты дорогостоящее оборудование и аппараты вообще нечем. Лишь американцы сделали себе небольшой автоматический корабль Х-37В, который спроектирован для военных нужд и имеет полезную нагрузку меньше 1 тонны. Всем очевидно, что современные многоразовые системы должны качественно отличаться от представителей 1-го поколения.
Российская сверхтяжелая ракета-носитель совершит первый полет в 2035 году
Роскосмос также сообщает, что начало летных испытаний сверхлегкой ракеты с многоразовой первой ступенью планируется на 2031 год
Макеты ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара"
& Антон Тушин/ТАСС
МОСКВА, 31 марта. /ТАСС/. Начало летных испытаний российской сверхтяжелой ракеты намечено на 2035 год. Об этом говорится в материалах госкорпорации Роскосмос по стратегии развития космической отрасли.
В разделе документа "Система средств выведения" летные испытания "сверхтяжа" запланированы на 2035 год. Отмечается, что ракета будет состоять из ступеней ракет "Ангара-А5В" и "Феникс".
Как сообщал ранее заместитель гендиректора госкорпорации Роскосмос Юрий Власов, в ближайшее время начнется опытно-конструкторская работа "Феникс" - это будет новая ракета среднего класса, которая потом будет использована в качестве первой и второй ступеней сверхтяжелой ракеты.
"Феникс" сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 17 тонн груза, а на геостационарную орбиту - до 2,5 тонны груза при помощи разгонного блока. А в рамках "Ангары- А5В" будет сделана водородная ступень, которая на сверхтяжелой ракете будет использоваться в качестве третьей ступени.
Испытания "Ангары-А5В"
Между тем начало летных испытаний тяжелой ракеты "Ангара-А5В" намечено на 2027-2028 годы. В разделе документа "Система средств выведения" в качестве сроков начала летных испытаний обозначены 2027-2028 годы.
Многоразовые космические корабли
Alexandr писал:
Ангара - масштабируемая система и тоже вынуждена иметь большую чем могла бы массу 1-й ступени. Т.е. имеем массу бочки для Ф9Р
21т. без двигателей, для Ангары с 3-мя бочками примерно столько же, далее навешиваем движки и заливаем топливо и получаем 415т. к 420т.
Опять вы некорректно сравниваете.
у флакона хуже параметры двигателей
Бочка у флакона совершеннее чем у триангары
Сравнивать, так как вы двуступенчатые ракеты и трех. вообще не понятно какого ежа вы хотите натянуть на сову.
А по хорошему вообще нужно сравнивать запуски на гпо, а не на ноо ибо
Комерция там. а на ноо - это только к мкс
А там цены запуска очень не зависят от рынка
На гпо у флакона пг как у протона изза широты
Но в чем фишка и Зенит мог с экватора лучше флакона
Источники: forums.airbase.ru, dic.academic.ru, wp.wiki-wiki.ru, sdelanounas.ru, vpk.name, tass.ru, paralay.iboards.ru
|