01.03.2017
Первые попытки исследования Венеры с помощью межпланетных станций были предприняты в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева.
В конце 1965 г. ощущая нехватку сил своего коллектива для разработки новых важных проектов, Сергей Павлович передал работы по созданию АМС для исследования Луны и планет на Машиностроительный завод &МЗ; ныне – НПО& им. С.А.Лавочкина. В феврале 1966 г. к Венере подлетали АМС «Венера-2», -3, созданные еще в ОКБ-1. Полагая, что эти станции смогут уточнить параметры атмосферы Венеры, лавочкинцы приступили к формированию задач и принципов построения АМС нового типа для широкого исследования планет, выводимых новой мощной РН «Протон» с разгонным блоком &РБ& «Д».
По планете Венера они предполагали провести картографирование поверхности с орбиты ИСВ в различных диапазонах электромагнитного спектра, а также исследовать химический состав, механические свойства, агрегатное состояние, освещенность поверхности и получить ее фотографию с помощью аппаратуры, установленной на СА. Планировалось провести детальное изучение атмосферы планеты, включая исследования с помощью аэростатных зондов. Однако из-за досадной ошибки в технологии нанесения лакокрасочного покрытия на радиаторы системы терморегулирования &СТР&, температура в отсеках АМС «Венера-2», -3 на заключительном этапе полета значительно увеличилась, и связь со станциями была потеряна.
18 октября 1967 г. спускаемый аппарат &СА& советской автоматической станции «Венера-4» впервые в мире достиг Венеры и передал информацию с другой планеты. К сожалению, он не смог опуститься на поверхность, по скольку был раздавлен атмосферой. Тем не менее информация, поступавшая с него до момента прекращения радиосигнала, пригодилась специалистам как для более точной оценки свойств атмосферы Венеры, так и для создания других, более совершенных СА, которые впоследствии смогли не только совершить посадку, но и выполнить научные исследования по верхности ближайшей к Земле плане ты, получить ее панорамы и провести анализ проб грунта.
К списку новостей
15 ноября 1965 года по направлению к Венере была запущенна АМС "Венера-3"
СООБЩЕНИЕ ТАСС О ЗАПУСКЕ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ «ВЕНЕРА-3»
16 ноября 1965 года в Советском Союзе в сторону планеты Венера осуществлен запуск автоматической межпланетной станции «Венера-3».
Схема вывода автоматической межпланетной станции «Венера-3» на гелиоцентрическую орбиту аналогична схеме вывода автоматической межпланетной станции «Венера-2».
Основная цель запуска автоматической станции «Венера-3» – увеличение объема научной информации и получение дополнительных научных данных о планете Венера и космическом пространстве.
Автоматическая станция «Венера-3» имеет вес 960 килограммов.
Ее конструкция несколько отличается от конструкции станции «Венера-2» составом научной аппаратуры. Эта станция призвана решить ряд новых исследовательских задач. Автоматическая межпланетная станция «Венера-3» выведена на траекторию, близкую к расчетной. Наземный командно-измерительный комплекс следит за полетом обеих станций «Венера-2» и «Венера-3» и управляет работой их систем.
По данным телеметрической информации, все системы станции «Венера-3» работают нормально. На 12 часов московского времени 16 ноября 1965 года автоматическая станция «Венера-3» находилась на расстоянии 65 тысяч километров от Земли над точкой земной поверхности с координатами 23 градуса 25 минут северной широты и 99 градусов 39 минут восточной долготы.
Координационно-вычислительный центр ведет обработку всей поступающей информации.
Искусственные объекты Венеры - Автоматические станции на планете
Страна СССР
Дата посадки 01.03.1966
Интересная информация: Любопытную историю, связанную с первым неудачным запуском ракеты на Венеру 4 февраля 1961 года, рассказал один из выдающихся создателей космической техники акдемик Борис Черток. Оказывается, по поручению Сергея Королева он для первой и второй венерианских станций спроектировал своеобразные медали, которые в герметичном корпусе-вымпеле должны были быть сброшены на Венеру. Каждая такая капсула была изготовлена в виде маленького глобуса с нанесенными очертаниями земных материков. Внутри этого шарика находилась медаль с изображением схемы полета Земля — Венера. На другой стороне медали был изображен герб Советского Союза.
- Капсула была помещена в сферическую оболочку с тепловой защитой для сохранения при входе в атмосферу Венеры со второй космической скоростью, -вспоминал Черток. — Кто из венерианцев обнаружит ее, нас не очень волновало. Важно было опубликовать ее описание и доказать, что Советский Союз первым коснулся Венеры. Первая такая капсула осталась на «тяжелом» спутнике и упала вместе с его останками на землю, как оказалось, в Сибири.
Летом 1963 года Королев попросил меня зайти, предупредив по телефону: «Без всяких бумажек и графиков». Когда я вошел в маленькую комнату его кабинета, он хитро улыбнулся, что было показателем хорошего настроения, и начал разворачивать сверток мятой оберточной бумаги. Из небольшой кучи бесформенных железок он извлек слегка деформированную закопченную медаль и протянул мне. Это была медаль первого венерианского аппарата, который не смог преодолеть тяготение Земли. Несмотря на помятость и копоть, четко различалась надпись: *1961* Союз Советских Социалистических Республик*. В центре медали сияло Солнце, вокруг которого были изображены орбиты Земли и Венеры.
Итог: 1 марта 1966 года межпланетная станция «Венера-3» достигла поверхности планеты — врезалась в неё где-то в районе от -20° до 20° по широте и от 60° до 80° восточной долготы.
16 ноября в истории производства: самозаводящиеся часы и станция «Венера-3»
Самозаводящиеся часы
В этот день в 1923 году британский часовщик Джон Харвуд запатентовал свое изобретение – первые в мире автоматические наручные часы с самозаводом .
Харвуд жил и работал на острове Мэн , и у него была мечта – изобрести новую конструкцию надежных наручных часов. Его идеей была разработка заводного и установочного механизма, для которого не требовалось бы отверстия в корпусе, через которое в часы проникала пыль и влага.
Наблюдая за катающимися на качелях детьми, изобретателю пришла мысль о создании механизма, в котором движения руки владельца часов использовались для завода пружины. Презентация самозаводящихся часов Джона Харвуда состоялась на торгово-промышленной выставке в Базеле в 1926 году, после чего права производства по этому патенту приобрело большинство часовых фабрик.
Межпланетная станция «Венера-3»
В этот день в 1965 году с космодрома «Байконур» был запущен советский беспилотный космический корабль «Венера-3» – автоматическая межпланетная станция, предназначенная для исследования Венеры. Это был первый космический аппарат, который достиг поверхности другой планеты.
И хотя «Венера-3» не смогла передать на Землю данные о самой планете, ею были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве, а также был произведен большой объем различных измерений, представляющих собой большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов.
№ 283/окр. Серия «Покорение космоса». 50 лет полёту автоматической межпланетной станции «Венера-3». 16 ноября 1965 г. - 1 марта 1966 г.
16 ноября 1965 г. с космодрома Байконур был запущен беспилотный космический корабль «Венера-3» — автоматическая межпланетная станция, предназначенная для исследования планеты Венера. Станция состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата, который представлял собой сферу диаметром 0,9 м и весил 960 кг.
1 марта 1966 г. в 9 часов 56 минут по московскому времени АМС «Венера-3» после трёх с половиной месяцев полёта в космическом пространстве достигла поверхности планеты и доставила вымпел с гербом СССР.
Большой объём траекторных измерений, полученный в процессе полёта, послужил ценным материалом для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелётов.
На почтовой карточке с оригинальной маркой изображены символический образ ракеты-носителя, запускаемой в космическое пространство; на основном изображении — АМС «Венера-3» на фоне планеты и металлический глобус с вымпелом СССР.
Дополнительно к выпуску почтовой карточки изготовлен штемпель специального гашения для Москвы, Королёва Московской области и центрального отделения связи города Байконур.
Совершила полет в паре с Венерой-2. Они не смогли передать данные о Венере, но помогли получить научную информацию о космическом и околопланетной пространство в год спокойного Солнца. Большой объем измерений во время полета представлял собой большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов. Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, космические радиоизлучения и микрометеориты.
1. Техническая характеристика
Масса аппарата составляла - 960 кг. Станция "Венера-3" состояла из орбитального отсека и аппарата приземления. Аппарат приземления был создан в виде сферы диаметром 0,9 метра. В аппарате приземление было размещено металлический глобус Земли. В аппарате спуска находились научные приборы.
2. Запуск и полет
Станция "Венера-3" был запущен 16 ноября 1965 года в 7 часов 19 минут московского времени с космодрома Байконур. 26 декабря 1965 была проведена коррекция траектории полета станции "Венера-3". В это время станция находилась на расстоянии около 13 миллионов километров от Земли. 1 марта 1966 станция достигла планеты Венера и врезался в ее поверхность в районе от - 20. до + 20. по широте и от 60. до 80. восточной долготы. Станция "Венера-3" стала первым космическим аппаратом, который достиг поверхности другой планеты.
3. Результаты исследований
За время полета со станцией "Венера-3" было проведено 63 сеанса связи . Но вследствие поломки системы управления станция вышла из строя еще до подлета к планете Венера. За четыре дня до старта "Венеры-3", 12 ноября 1965 года был запущен станцию "Венера-2". которая имела подобную конструкцию как "Венера-3". Станция "Венера-2" пролетел вблизи планеты Венера 27 февраля 1966 года, на два дня раньше, чем станция "Венера-3".
Запущена автоматическая межпланетная станция «Венера-1»
Солнечный ветер в «парусах»
«Венера-1» стала первым космическим аппаратом, созданным человечеством, который смог пролететь на близком расстоянии от планеты Венера. Конструкция корабля «Венера-1», оснащенного двумя солнечными батареями, представляла собой цилиндр со сферической верхней частью. Длина аппарата составляла 2,035 метра, а диаметр — 1,05 метра.
На «Венере-1» был установлен ряд приборов: две ионные ловушки для измерения параметров солнечного ветра, счетчик Гейгера, детектор микрометеоритов и сцинтилляционный детектор для измерения космической радиации.
Со станции «Венера-1» на Землю был переданы важные сведения. Советские исследователи космоса узнали данные измерений параметров солнечного ветра и космических лучей, также станция подтвердила наличие плазмы солнечного ветра в межпланетном космическом пространстве. Впоследствии «Венера-1» прошла на расстоянии примерно 100 тыс. км от планеты Венера и перешла на гелиоцентрическую орбиту, контакт со станцией был утерян.
Источники: cosmosinter.ru, fishki.net, hodor.lol, www.up-pro.ru, rusmarka.ru, nado.znate.ru, rusplt.ru
|