В процессе разработки должны были быть решены следующие инженерно-конструкторские задачи:
- создание компактного и лёгкого ядерного реактора;
- создание лёгкой биологической защиты экипажа;
- создание «чистого» реактивного двигателя на атомной тяге;
- обеспечение безопасности атомолёта в полёте.
В СССР и США проводились лётные испытания самолётов с размещённым на борту ядерным реактором, который не был подключён к двигателям: Ту-95 и B-36 соответственно. Лётные испытания предварялись серией наземных испытаний, в ходе которых изучалось влияние радиоактивного излучения на бортовое оборудование. В СССР работу проводили совместно Лётно-исследовательский институт и Институт атомной энергии. На Ту-95ЛАЛ была проведена серия лётных испытаний с работающим реактором, в ходе которых изучалось управление реактором в полёте и эффективность биологической защиты. В дальнейшем предполагалось создание двигателей, работающих от ЯСУ, однако, по причине остановки программы, такие двигатели не были созданы. Ан-22ПЛО сверхдальний маловысотный самолёт противолодочной обороны с ядерной силовой установкой. Разрабатывался согласно постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 26/10/1965 в ОКБ Антонова на базе Ан-22. Его силовая установка включала разработанный под руководством А.П.Александрова малогабаритный реактор с биозащитой, распределительный узел, систему трубопроводов и специальные ТВД конструкции H. Д. Кузнецова. Hа взлёте и посадке использовалось обычное топливо, а в полете работу СУ обеспечивал реактор. Расчётную продолжительность полета определили в 50 ч. а дальность полета 27 500км. В 1970г. Ан-22 №01-06 было оборудован точечным источником нейтронного излучения мощностью 3 кВт и многослойной защитной перегородкой. Позже, в августе 1972г. на самолёте №01-07 установили небольшой атомный реактор в свинцовой оболочке.
Программы разработки атомолётов в США и СССР были закрыты в середине 1960-х годов. Развитие получили более дешёвые технологии: дозаправка в воздухе лишила этот проект преимущества неограниченного полёта, а баллистические ракеты большой дальности и высокой точности идею большого бомбардировщика.
В 2003 году военно-исследовательская лаборатория ВВС США профинансировала разработку атомного двигателя для беспилотного самолёта-разведчика Global Hawk с целью увеличить продолжительность полёта до нескольких месяцев
Атомолеты, обогнавшие время
В эти дни на базе Запорожского КБ Прогресс имени А.Г. Ивченко проходят государственные ресурсные испытания уникального турбовентиляторного двигателя Д-27 мощностью 14 000 л.с. первого на территории СНГ авиадвигателя пятого поколения. Между тем сегодня мало кто вспоминает, что в свое время для Анов была разработана силовая установка, позволявшая самолету находиться в воздухе весьма продолжительное время без дозаправки, - фактически дальность его полета ограничивалась лишь выносливостью экипажа. Речь идет об Ан-22ПЛО - сверхдальнем самолёте противолодочной обороны с ядерной силовой установкой, созданном в результате многолетней работы конструкторов и ученых КБ и НИИ некогда единой страны, а ныне расположенных в России и Украине.
Авиакомпании приостанавливают полеты в Тель-Авив
Ряд международных авиакомпаний изменяет график рейсов и приостанавливает полеты в Тель-Авив из-за непрекращающихся обстрелов территории Израиля. Как сообщается, траектория полета ракет Фаджер-5, которые боевики ХАМАС используют для атак на город, проходит через воздушный коридор гражданских самолетов. Вопреки договоренностям о двустороннем прекращении огня на время визита в Сектор Газа премьер-министра Египта экстремисты не стали прекращать обстрелы и позже обвинили Израиль в нанесении ответных авиаударов, на что незамедлительно последовало опровержение из Тель-Авива. Всего с начала дня израильская авиация уничтожила более 150 целей, среди которых несколько полицейских участков и здание министерства внутренних дел в Газе.
Россия проведет испытания ПАК ФА со штатным вооружением
Разработка систем вооружения для перспективного российского истребителя Т-50 ведется в соответствии с графиком, а испытания самолета с пусками некоторых ракет начнутся в самое ближайшее время. Как сообщает Интерфакс, об этом заявил генеральный директор корпорации Тактическое ракетное вооружение Борис Обносов. Точные сроки начала испытаний Т-50 со штатным вооружением Обносов не назвал. В настоящее время некоторые системы вооружения для перспективного истребителя уже проходят испытания на летающих лабораториях, созданных на базе других самолетов. По словам Обносова, некоторые из новых систем уже находятся в завершающей стадии и уже идет предварительная подготовка к их серийному производству.
Бактерии превращают сахар в авиационное топливо
Давно забытый бродильный процесс, когда-то применявшийся для преобразования крахмала во взрывчатку, может получить второе рождение. Ученые из Калифорнийского университета в Беркли обнаружили, что его можно применять для создания возобновляемого дизельного топлива, используемого транспортными средствами. Этот процесс бактериальной ферментации был открыт около 100 лет назад первым президентом Израиля, химиком Хаимом Вейцманом. Этот процесс, хотя и в обновленном виде, позволяет производить смесь продуктов, обладающих большей энергетической плотностью, чем этанол, и может быть внедрен уже в следующие 5-10 лет. Биотопливо может стать альтернативой ископаемого топлива, которое, в свою очередь, является результатом воздействия геологических процессов на растительную массу на протяжении продолжительного периода времени.
Атомолеты скоро станут реальностью
Атомные самолеты будут возить миллионы пассажиров по всему миру уже в нынешнем столетии. Как пишет The Times, об этом заявил руководитель государственной программы Омега, которая призвана сократить ущерб, наносимый авиацией окружающей среде.
Профессор аэрокосмической инженерии Иэн Полл призывает развернуть широкие научные исследования для перехода авиации на атомную энергию, т.к. дальнейшее использование углеводородного топлива создаст серьезные проблемы для экологии. По его словам, разработки бомбардировщиков с атомными двигателями в 1950-е годы в США и СССР доказали, что непреодолимых препятствий для создания таких самолетов не существует.
По данным издания, в США даже проводились эксперименты с целью выяснить, удастся ли защитить экипаж атомолета от радиации. На борту самолета B-36 разместили атомный реактор, а кабину покрыли свинцовой обшивкой. В воздухе реактор работал, но летел самолет на керосине, причем его сопровождал грузовой самолет с морскими пехотинцами, которые в случае аварии должны были спуститься на парашютах и оцепить район падения.
В СССР также проводились летные испытания самолета Ту-95 с размещенным на борту ядерным реактором, который не был подключен к двигателям. Кроме того, на Ту-95ЛАЛ также была проведена серия летных испытаний с двумя двигателями, работающими от ядерного реактора.
Однако в начале 1960-х разработки были прекращены, т.е. обе сверхдержавы решили, что межконтинентальные ракеты будут гораздо более эффективным способом доставки ядерных зарядов на территорию противника, нежели атомные бомбардировщики.
Идея атомной авиации была доказана 50 лет назад, но понадобится еще около 30 лет, чтобы убедить людей в необходимости летать именно на такой тяге. утверждает научно-технический директор программы Омега.
Профессор Полл предлагает сократить риск повреждения реакторов при авиакатастрофе, отстреливая их и опуская на парашютах перед ударом о землю. По его словам, в худшем случае риск радиоактивного загрязнения затронет лишь несколько квадратных миль.
Я эту историю услышал 14 лет назад от профессора, читавшей курс безопасности софтвера, у которой был большой опыт работы в авиакосмической индустрии. В 1950е годы витала идея построить самолет на атомной тяге, который смог бы находиться в воздухе месяцами. Проблема заключалась в том, как защитить экипаж от облучения , а также что делать, если самолет собьют или он сам упадет. Кроме того, непонятно, зачем самолету находиться в воздухе месяцами - в те годы американские самолеты-разведчики незаконно летали над СССР, но они были легкими, так как не должны были нести на борту реактор и радиационную защиту. После того, как на проект потратили миллиард долларов, президент Кеннеди его отменил.
Convair NB-36H - единственный американский самолет, в 1955-1957 летавший с работающим атомным реактором на борту. Реактор не был подключен к двигателям, но если бы разработка проекта продолжалась, построили бы самолет с реактором, который использовался бы для какого-то реактивного двигателя. К счастью, она не продолжалась.
Обратите внимание на знак радиации на хвосте:
Панель управления для инженера-ядерщика с телевизором:
Панель управления для бортинженера:
Еще один реактор:
Оба реактора вместе:
Картинок про советский самолет Ту-95ЛАЛ , летавший с реактором на борту в 1961 году, в интернетах куда меньше:
Зато в поп-культуре и в индустрии игрушек широко отразились мечты об атомолете и даже об атомном дирижабле:
Смена реактора:
Интересно, чем он заправляет самолеты поменьше?
атомолет. почему не делают самолеты на атомной энергии?
Фиалка Искусственный Интеллект 6 месяцев назад
очень тяжелый, небезопасный в случае аварии
Шурик Мыслитель 6 месяцев назад
Атомная подлодка или ледокол в случае чего- следующей цивилизации достанется сюрпрайс
Атомные самолёты - всё ж рисковано.
1) В случае чего мини чернобыль с неба упадёт.
2) Опытные образцы нехило фонили, причём ещё пару месяцев после полёта !
3) Вслед за рентабельностью , физический износ деталей и узлов, а так - же непроявленные, тайные дефекты узлов и деталей ставят большой вопрос в его надёжности
4) ряд по мелочи: защита экипажа, обеспечение приемлемого обзора, новые материалы и сплавы.
Есть и другая разработка остававшаяся в истории: Атомовозы - то-ж были в разработках 1983-1985 г. Возобновили в 2011 РЖД
Если окунуться вглубь истории ВМФ СССР то необходимо вспомнить тех кто испытывал и работал на первых атомных подлодках- более 10 погибло, более сотни пострадали от радиации. И только спустя десятилетия реакторы стали прирученными. Яркий пример: документальный фильм К-19
Лучше спросить как понять смысл фразы Мирные ядерные взрывы. А их во благо народного хозяйства в СССР проводило аж 124 раза !
Дмитрий Низяев Искусственный Интеллект 6 месяцев назад
Пытались. Не оправдало себя. Слишком тяжелая защита и места много занимает. Учитывая стоимость топлива, такое сокращение вместительности и грузоподъемности делает проект не рентабельным.
Источники: www.vonovke.ru, www.tts-cargo.ru, www.yuga.ru, foto-history.livejournal.com, otvet.mail.ru
|